Історія Полтави


Сайт Бориса Тристанова

↵ Повернутись на головну
Підтримка проекту:

Карта ПриватБанку
4149 4390 0512 1235

Історія Полтави

Сайт Бориса Тристанова

Богадельни Молдавского

В первом десятилетии XX века продолжается меценатская деятельность фабриканта Молдавского.

После строительства синагоги на Подоле и участия в строительстве Талмуд Торы на Новопроложенной и больницы на Кобелякской улицах, он начинает за свои средства строить рядом с мелькомбинатом богадельни для пожилых рабочих, начинавших трудится у Молдавского с момента открытия последним своих предприятий еще в семидесятые годы 19-го века. 1-го февраля 1909 года, на Рождественской улице (ныне это продолжение улицы Ленина на Подоле), были торжественно открыты две богадельни – одна для евреев, другая для христиан.

Богадельня для евреев была рассчитана на 35 мест. Она представляла собой одноэтажное здание, площадью застройки 529 кв. м., с центральным входом со стороны улицы. Внутренняя планировка предполагала расположение ряда комнат для проживания мужчин и женщин, помещений пищеблока со столовой, а также комнаты для молитвы. В это молитвенное помещение приходили и евреи, проживающие в окрестности.

Архитектура здания отвечает стилю модерн с включением элементов классики и мавританского стиля. Входная часть, с дверьми и окнами по сторонам ее, объединена ложным портиком с четырьмя пилястрами, завершенными аттиком с уступами и столбиками, увенчанными пирамидальными покрытиями. По сторонам от центральной части расположено по четыре прямоугольных окна, утопленных на четверть в плоскости стены. На краях крыши устроены парапеты, соединенные с центральным аттиком металлическими решетками.

В штате богадельни была заведующая, завхоз, повара и уборщики. Кроме штатных работников, ухаживать за проживающими здесь одинокими пожилыми людьми приходили женщины-активистки, которые проверяли их состояние, приносили фрукты и готовые блюда. На праздники устраивались обеды, на которые приглашались гости. Содержание в богадельнях было бесплатное, средства выделял сам Молдавский1. Богадельня была закрыта после революции и в здании организован детский приют для еврейских детей сирот. Одни из воспитанников этого детского Дома-приюта был писатель Самуил Гордон. В настоящее время здание бывшей еврейской богадельни арендует стоматологический кооператив “Дента”.

Одновременно со сдачей в эксплуатацию здания еврейской богадельни, Молдавский заканчивает строительство богадельни для русских (православных) тоже на 35 мест. Планировка здания П-образной формы обеих богаделен была идентичной, только у русских не было молельной комнаты. В архитектурном отношении богадельни отличались друг от друга: если еврейская имела черты стиля модерн, то русская – стиля эклектики с элементами ренессанса. Главный фасад ее с девятью проемами, четко разделяется рустованными простенками-пилястрами, доходящими до фризовой части стены, оформленной орнаментом с модульйонами. Развитый по высоте карниз под самой кровлей имел плиту-слезник с модульйонами. По средине уличного фасада находился главный вход, над дверью которого был установлен металлический козырек, аналогичный существующему сейчас над входом в бывшую еврейскую богадельню.

С 1930 года здание русской богадельни передается на баланс созданного в то время Полтавского института инженеров сельскохозяйственного строительства для организации студенческого общежития. Сгоревшее в 1943 году здание было восстановлено после войны и в настоящее время используется под жилье, с изменением внутренней планировки под квартиры.

В год открытия богаделен в еврейской заведующей была Мика Давидовна Вишневецкая, а в русской – Николай Васильевич Хабур.

К.В. Гладыш и Е.З. Цирульник "Полтава. Памятники еврейской культуры (историко-архитектурный очерк)" - Полтава. 1996